Из истории мужского костюма

 

история

 

Мужской костюм консервативен. Женское платье может каждый год менять силуэты и длину. Самое большее, что может себе позволить мужчина – это увеличить или уменьшить ширину брюк и лацканов пиджака. Несмотря на то, что такая ситуация с мужской одеждой наблюдается последние два века, многие связывают это явление с возросшей ролью женщины в обществе. Благо мужчины вполне довольны существующим положением...
Классический мужской костюм, в том виде, в котором мы привыкли его видеть сегодня, имеет длинную историю и сотни, если не тысячи прообразов, но принято считать, что костюм родился в XIX веке в Англии. В первой половине XIX века мужской костюм включал в себя редингот, жилет и длинные панталоны. Также широко распространен был фрак. Его носили со светлыми панталонами и жилетом. Неотъемлемыми элементами костюмов были шляпа-цилиндр и перчатки.
С середины XIX века обязательной частью гардероба светского человека и буржуа стала «визитка». Фрак стали надевать лишь в исключительных случаях. В качестве повседневной одежды стал использоваться прямой пиджак, который вместе с брюками и жилетом образовали пиджачный костюм, который мы сегодня называем классическим. Из головных уборов использовалась фетровая шляпа или «котелок» (заменившие цилиндр), а летом – соломенная шляпа (канотье).
С небольшими изменениями, связанными с ускорением ритма жизни (например, распространением езды на мотоцикле и автомобиле) костюм вступил в XX век. Фрак понемногу уступил свое место на приемах смокингу. Мужчины стали, в большинстве своем, носить готовые стандартные костюмы, первоначально не отдавая предпочтения двубортным или однобортным. Однако уже к середине века однобортные костюмы заняли доминирующие позиции. Вслед за двубортными костюмами из обихода исчез жилет.
Фасоны костюмов могли быть самые разнообразные. Постоянно менялись формы лацканов, толщина брюк, фасон жилетов. Пиджаки могли быть однобортными и двубортными, с заостренными лацканами, или обычными (расстояние между лацканом и воротником похоже на треугольник), на 2-х, 3-х или 4-х пуговицах, со шлицами или без них. Брюки с отворотами или без, на подтяжках или на ремне. Жилеты могли быть однобортыми или двуботными, с лацканами или без них. Такое разнообразие деталей можно объяснить тем, что костюм в то время был единственной формой одежды человека, который желал прилично выглядеть в обществе, в соответствии с нравами эпохи. Одинаковые элементы костюма выглядели скучно, и люди стремились разнообразить свой внешний вид. Особенно сильно эта тенденция проявлялась в 30-е годы 20-го века.
В настоящее время подавляющее большинство костюмов состоит из двух предметов (костюм-двойка). Пиджак и брюки всегда сшиты из одного материала, для делового костюма это шерсть.

Итак, аналогичный современному, мужской костюм сложился в середине XIX века, и с того времени менялся медленно и слабо. Основными составляющими его являются длинные брюки, рубашка, пиджак и жилет. Но это костюм официальный. Есть и более демократичный вариант: сочетание тех же брюк, но более свободного покроя, со свитером и твидовым пиджаком. На худой конец брюки могут заменить и джинсы, но суть от этого не изменится: нижнюю часть мужского тела в любом случае прикрывает одежда, состоящая из двух длинных прямых штанин. Собственно, брюки – самый молодой предмет мужского гардероба. В Европу брюки, предположительно, пришли с Востока, впервые они появились у древних галлов. Для римлян, которые не знали кроеной одежды, брюки были олицетворением варварства. После IV века галльская знать, желая подчеркнуть свою цивилизованность, отказывается от кожаных штанов в пользу туник.
С XI века в повседневный обиход входят брюки-чулки – штосы, которые скорее были все-таки чулками. В XV и XVI веках распространяются брюки самых разнообразных форм, но все они длиной едва доходили до колена. Наиболее поздней модификацией этих штанов являются французские кюлоты, которые продержались до Великой Французской революции. После нее, наконец, появились длинные панталоны, а мужские чулки, укоротившись, преобразовались в носки. Кюлоты до 1820 года остаются парадной одеждой и до середины XX века сохраняются как элемент спортивной одежды.
Самая древняя и самая консервативная часть мужского гардероба – пиджак. Некое подобие пиджака с рукавами находят уже в гробницах бронзового века. От этих доисторических пиджаков и произошел средневековый вамс – облегающая куртка на ватной подкладке, которая просуществовала с XI до XVII века. Первоначально вамс надевался под доспехи, затем, с исчезновением последних из мужского гардероба, вамс уже надевали под верхнюю накидку, у него появилось множество декоративных элементов: от разрезов и сборок до гусиного брюха. В XVII веке рукава у вамса атрофируются и он превращается в жилет вполне современного вида. Изначально предмет одежды, который называется жилетом, выглядел как нижний камзол, у него были полы и рукава. Дома его носили вместо халата.
В начале XVIII века вамс и жилет видоизменяются и вместе порождают безрукавный, короткий жилет, который и существует до сего времени. Жилет – предмет декоративный. Его делают из самых дорогих тканей, украшают вышивкой и драгоценными камнями. Мода на разные формы жилетов меняется особенно часто: английские пикейные, с глубоким вырезом, с высоким вырезом, с двумя или пятью карманами, с отворотами и без. Во время Французской революции жилет остается одним из немногих элементов одежды, которые не изменило революционное правительство. В эпоху бидер-мейера его шьют из тех же тканей, что и женские платья с рисунками в цветочек, горошек, клетку, полоску. Сейчас жилеты носят с официальными костюмами и на светские мероприятия высокого ранга. На волне демократизации костюма жилет из обязательной составляющей мужского костюма постепенно становится экстравагантным гостем в богемном наряде.
Есть, конечно, еще такой древний вид мужской одежды, как юбка. Большинство знает ее как традиционный шотландский килт, а между тем юбка была в обиходе практически у всего мужского населения Европы, вплоть до XVI века. До середины XX столетия в Чехии сохранялась рабочая мужская юбка китле. Сегодня модельеры вновь предложили юбку в качестве остромодной и актуальной мужской одежды.
На светские мероприятия последние пятьдесят лет мужчины ходят в смокингах. Этот наряд впервые появился в конце XIX столетия как сюртук для курительных комнат. Во время полуофициальных домашних мероприятий, после обеда, изгнав женщин в музыкальные комнаты, мужчины шли в курительные, облачались в шелковые смокинги (от англ. «Smoke» – курить), пили коньяк, курили гаванские сигары и говорили о политике. В середине XX века смокинг вытесняет фрак в качестве официальной одежды. Сейчас смокинг уже вышел из моды практически полностью. Он сохраняется только у музыкантов. Протокольные службы многих стран сделали смокинги необязательной одеждой для дипломатов. Хотя смокинг успел стать прекрасной альтернативой вечернему платью для дам: в 20-е его использует Марлен Дитрих в качестве сценического наряда, а в 80-е надевает принцесса Диана на один из светских раутов.
Нельзя забыть и об аксессуарах. Из сохранившихся до наших дней главный, конечно, галстук. История его длинна и изобилует интересными подробностями: впервые он появился у римских легионеров, выполняя исключительно практическую функцию защиты от холода. Затем галстук возрождается в XIV веке уже как деталь декоративная. При Людовике XIV, в XVII веке, впервые появляется повязка со свободно свисающими концами – предшественница галстука современного вида. В XVIII веке внимание к галстуку обостряется, он становится некоторым знаком для избранных, штрихом, подчеркивающим политические предпочтения своего хозяина: французские революционеры носили черные галстуки (при общепринятом белом).
После дендизма галстук становится культовым аксессуаром. Появляется бесчисленное множество способов завязывания галстука и философских толкований каждого из них. Для упрощения жизни светского молодого человека выходит и несколько учебников по завязыванию галстуков. Все они в один голос твердят, что в галстучном узле должна отразиться личность мужчины. Галстук в его современном виде появляется в последней трети XIX века. Сейчас учебников, разъясняющих все тонкости галстучных узлов и сочетаний этого аксессуара с рубашкой и костюмом, существует около сотни. Не сказать, чтобы они сильно упростили жизнь современного мужчины, скорее наоборот. Подбор галстука является порой непреодолимым препятствием для менеджеров высшего и среднего звена.
Может быть, поэтому в последнее время в западных офисах все чаще отдают предпочтение стилю casual.

Стиль Casual – от англ. – неаккуратный, несерьезный, легкомысленный. Эту особую манеру одеваться ввела в моду «продвинутая» молодежь мегаполисов. Стиль casual не признает никаких правил и запретов. Он пропагандирует намеренную небрежность, сочетание несочетаемого и наплевательское отношение к традициям ношения одежды. Casual style поощряет непривычные сочетания цветов и нагромождение ярких аксессуаров. Это мода без правил, которая должна подчеркнуть индивидуальность и независимость. В стиле casual часто используются винтажные и hand made вещи, наряды «из бабушкиного сундука». Только вот следование принципу «кто во что горазд» может выйти боком: однажды увлекшись casual, сложно не потерять чувство меры и понятие о вкусе. Экстравагантно не значит стильно – об этом поклонники стиля casual часто забывают.
Casual гардероб для мужчин
• Мягкая спортивная куртка, желательно изготовленная производителем спортивной одежды, а не производителем костюмов.
• Классический плащ свободного кроя с поясом подходит ко всем категориям повседневной и традиционной одежды.
• Вельветовый приталенный пиджак длиной ниже ягодиц.
• Летная куртка до талии, например, рыжевато-коричневого цвета из хлопковой саржи или кожи. Приемлемый вариант для повседневного облика в офисе.
• Брюки в 3-х вариантах: серые (или синие, черные, коричневые) брюки из хлопка брючного кроя; брюки цвета хаки (или оливковые, ржаво-коричневые, темно-серые) из хлопковой саржи; классические джинсы.
• Рубашки: клетчатая хлопчатобумажная рубашка цвета бургунди (или синяя, оливковая, защитно-зеленая, ржавая), рубашка «деним» и однотонная рубашка «поло» защитного или рыжего цвета.
• Свитер с высоким воротом синего цвета (или черного, оливкового, защитного).
• Ремень – черный (или коричневый) кожаный, подходящий к брюкам.
• Туфли – замшевые черные (или коричневые) на толстой мягкой резиновой, каучуковой подошве.
• Галстуки с многоцветным рисунком, чтобы связать в единое целое рубашку, брюки и пиджак.

Business Casual гардероб для мужчин
• Брюки светло-серого и темно-оливкового цвета.
• Пиджак спортивного кроя из мягкой шерсти в клетку «Принц Уэльский», или классического твида.
• Рубашки и трикотаж: белая/оливковая в полоску рубашка с воротником «батен даун»; светло-серая или темно-оливковая водолазка; темная трикотажная жилетка.
• Галстуки с геометрическим рисунком и с текстурными переплетениями.
• Кожаный коричневый ремень.
• Темно-коричневые плетеные кожаные туфли без шнуровки.

Мужской hand made
Во многих профессиях костюм не является обязательной формой одежды, в этих случаях вполне допускается гармоничное сочетание брюк и пиджака (блейзера) разных цветов и текстур.
Блейзер – универсальный вариант для не строгой пятницы. Блейзер удобен для различных ситуаций выходного дня. Можно комбинировать блейзер с джинсами, разноцветными брюками из различных тканей в зависимости от сезона. Последние веяния моды допускают ношение блейзера с сорочкой, джемпером, поло.
Отличительная особенность блейзера – металлические пуговицы.

Название этого популярного спортивного пиджака произошло от имени корабля. В 1840 году капитан крейсера H.M.S. Blazer ввел среди своего экипажа униформу – пиджаки в сине-белую вертикальную полоску. Со временем блейзером стали называть любые форменные пиджаки, независимо от того, полосатые они или нет. В наше время полосатые блейзеры встречаются не так часто.
Дать точное определение современному блейзеру непросто. С одной стороны, он остается разновидностью униформы. Помимо членов элитных спортивных клубов, теперь блейзеры носит персонал авиакомпаний, крупных отелей или фешенебельных универмагов.
Такие пиджаки могут выглядеть как более сдержанно, так и, напротив, достаточно ярко. В основном это может быть однобортная на двух, трех пуговицах или двубортная на шести пуговицах модель пиджака из черной или темно-синей шерсти. Для отличия используют пуговицы желтого или белого металла с символикой, нашивки с гербами, эмблемы. Признаком отличия может быть и ткань, из которой сшит блейзер, например, контрастная широкая полоска или клетка.

Классический navy-blue блейзер – двубортный укороченный пиджак с шестью крупными позолоченными пуговицами. Он всегда темно-синий и всегда – с двумя боковыми разрезами. Дополнительно имеются нагрудный карман и два кармана с клапанами. Настоящий блейзер можно приобрести только в английских магазинах.
Однобортный блейзер не имеет военных корней. Он восходит к клубным пиджакам английских гребных клубов ХIХ в. Темно-синий – не единственный его цвет. Американцы предпочитают блейзеры бутылочно-зеленого, малинового и желтого цветов.
Однобортный блейзер обычно имеет застежку на две пуговицы и три кармана без клапанов. Однако сегодня он продается с клапанами, так что его можно причислить к группе спортивных пиджаков и костюмов.
Блейзер с синими пуговицами – просто синий пиджак, который смотрится чуть более официально, чем привычный спортивный пиджак. Этот вариант однобортного блейзера в сочетании с серыми брюками из шерстяной фланели или плотного хлопка и с коричневыми ботинками особенно популярен во Франции, Италии и Испании. Темно-зеленый тон блейзера хорошо дополнит белая или бледно-голубая рубашка.

Самая модная цветовая палитра блейзера представлена сегодня индиго, голубым, коричневым, золотым и желто-зеленым цветами.
Подходящими материалами для летнего блейзера считаются лен, хлопок, вельвет, шерсть со льном. Для зимнего блейзера – твид, тонкий кашемир, фланель, велюр, натуральная гладкая или шлифованная кожа и замша.
Актуальны также ткани в тонкую полоску и мелкую клетку, например, рисунок «куриная лапка» или «принц Уэльский».

Твид, в зависимости от ситуации, уместен для пиджаков в традиционном или в деревенском стиле. Пиджак из твида или из шерстяной ткани в мелкую клетку отлично сочетается с брюками из фланели, велюра или из толстого полотна.
Первый (настоящий) твидовый пиджак имел три роговые пуговицы, разрез сзади и скроенные по косой карманы с клапанами – детали, напоминающие о том, что первоначально этот пиджак предназначался для верховой езды.
Потом появился американский твидовый пиджак – с двумя (или тремя) пуговицами, одним разрезом сзади (или двумя по бокам) и зачастую с прямыми карманами.
Но сегодня он утратил былую популярность и остается актуальным только для истинных поклонников традиционного стиля. Твидовый пиджак сейчас как нельзя лучше подходит для осенних поездок на природу. Его, как и блейзер, комбинируют джемпером или сорочкой поло, джинсами или разноцветными брюками из различных тканей в зависимости от сезона.

Пиджак из благородного хлопчатобумажного бархата, дополненный черными брюками из тонкой шерсти и хлопковой сорочки подходящей цветовой гаммы, составят роскошный комплект для свидания в ресторане, вечеринок и неофициальных встреч.

Пиджак из гладкой кожи, в свою очередь, прекрасным образом дополнит полотняные брюки, брюки из тонкой шерсти, а также джинсы.
Пиджак из шлифованной кожи или велюра (замши) хорошо сочетается с кашемировым джемпером и брюками с выразительной фактурой.

А вот костюмы для командировок и путешествий лучше выбирать из немнущихся тканей, сделанных по уникальной NANO-технологии. Уникальная по своим свойствам натуральная ткань с водоотталкивающими пропитками не намокает и не пачкается. Костюм из такой ткани всегда будет выглядеть безупречно.
Костюм путешественника из шерсти с эластаном или шерсти «стрейч» (чаще всего это смесь шерсти, полиэстера и эластана) отлично «переносят» восьмичасовой авиаперелет. Костюм из качественной дорогой шерсти также прекрасно сохранится, и чтобы он вновь обрел свою форму после пребывания в чемодане, его необязательно утюжить – достаточно просто дать ему немного «отвисеться» на плечиках.

Современные известные производители эксклюзивных тканей, такие как Holland&Sherry, Scabal, Dormeuil, Zegna, Loro Piana и др., предлагают коллекции специальных тканей для путешественников.
Например, чистошерстяная ткань Micronsphere от Ermenegildo Zegna, произведенная с применением NANO-технологий, устойчива к сминаемости и пятнам. В коллекциях от Holland&Sherry и Dormeuil присутствуют специальные ткани для элегантного отдыха – спорта, охоты, путешествий.

В Салоне-ателье «BELLISIMA» Вы можете заказать любой фасон спортивного или клубного пиджака, блейзера, брюк, жилета, сорочки, куртки. Мы можем выполнить одежду любого стиля на любую фигуру.
Ассортимент эксклюзивных тканей от известных европейских производителей и выбор натуральной кожи и замши удовлетворит вкус даже самых взыскательных клиентов.

Для получения дополнительной информации Вы можете связаться с нами по тел. 8-963-789-36-07 или 8-925-793-58-70 ежедневно, пн-сб 11:00-21:00, вс 12:00-16:00 или написать нам письмо по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Печать

© 2006-2014 Беллисима. Все права защищены. НПК БИФАР

Яндекс.Метрика